Гретхен Рубин Проект счастье. Март




Март: ставить высокие цели
Новые увлечения
РЕАЛИЗАЦИЯ: “Я начала вести свой блог. И на сто процентов была уверена, что эта новая и интересная деятельность не сделает меня счастливее. Я боялась какой-то фамильярности и думала, что для ведения блога необходимо какое-то мастерство. Но все получилось. Так что найдите для себя какое-то новое занятие. Подойдет даже рафтинг!”

Март посвящен работе.

  • Завести блог
  • Научиться радоваться неудачам
  • Просить о помощи
  • Работать с умом
  • Радоваться настоящему

Счастье — важный фактор успешной работы, и работа очень важна для счастья. Все-таки жизнь несправедлива, и одно из проявлений этого заключается в том, что счастливым людям удается больше, чем несчастливым. Счастливые люди проводят больше часов за работой каждую неделю и больше работают сверхурочно. Они менее эгоистичны, более склонны к сотрудничеству, охотнее помогают другим, например делятся информацией. В силу этого другие помогают им в ответ. Счастливые также лучше работают в команде, потому что люди охотнее общаются с теми, кто счастлив. Кроме того, в сравнении с несчастливыми людьми счастливые менее склонны к эмоциональному выгоранию, уклонению от своих обязанностей и прочим непродуктивным формам поведения.
Из счастливых людей получаются более эффективные лидеры. Они лучше справляются с организационными задачами, такими, как руководство и распоряжение информацией, выглядят более уверенными в себе и знающими себе цену, чем те, кто менее счастлив.
Они производят впечатление более дружелюбных и даже более физически привлекательных. В одном иссле­довании показано: студенты, которые на первом курсе в колледже были более счастливы, после тридцати лет зарабатывали больше несчастливых, и это при равных стартовых условиях. Быть счастливым — это может очень много значить в профессиональной жизни.
Конечно, счастье имеет значение для работы еще и потому, что мы посвящаем ей немалую часть нашей жизни. К тому же работа может быть источником многих элементов, необходимых для счастливой жизни: социальных контактов, общественного признания, атмосферы роста, самоуважения.
Любовь к своему делу — ключевой фактор профессионального успеха. Люди, которые любят свою работу, занимаются ею с такой само­отдачей и энтузиазмом, которые немыслимы за счет одного усердия.
Энтузиазм важнее мастерства и прирожденных способностей. Важнейший фактор, способствующий блестящему овладению ремеслом, — стремление неустанно практиковаться. Поэтому специалисты по карьерному росту советуют выбирать такую профессию, которую вы осваиваете легко и с удовольствием. Именно в этой области вы станете много и охотно практиковаться, и одно это даст вам большие преимущества.
Понимание самой себя — достоинство, которое очень важно для женщины, да и для любого человека. Никогда не подвергайте сомнению свою натуру, никогда не изменяйте себе.

Завести блог
В ходе своих изысканий Гретхен выяснила, что испытания и новизна — ключевые элементы счастья. Удивление сти­мулирует мозг, а успешное разрешение незнакомой си­туации приносит огромное удовлетворение. Если вы де­лаете нечто новое — впервые посещаете музей, учитесь новой игре, приезжаете в новое место, встречаете новых людей, — то скорее испытаете счастье, чем те, кто занят своими привычными делами.
Это один из открытых парадоксов сча­стья: мы стремимся к упорядоченной жизни, но не­знакомое и неожиданное выступают важными ис­точниками нашего счастья.
Более того, поскольку новизна требует большей ак­тивности мозга, столкновение с неожиданными ситуа­циями порождает более сильные эмоциональные реак­ции и заставляет воспринимать время текущим медлен­нее и насыщеннее.
Чтобы испытать острые ощущения и поставить перед собый новые задачи, Гретхен решила завести БЛОГ.
Новые испытания приносят счастье еще и потому, что расширяют ваши возможности. Вы растете над собой. Вдруг оказывается, что вы занимаетесь йогой, умеете ва­рить домашнее пиво, немного говорите по-испански. Научные данные свидетельствуют: чем многограннее ва­ша личность, тем меньший ущерб может ей нанести уг­роза какой-то из ее граней. Потеря работы может стать ударом по вашей самооценке. Но если вы при этом еще являетесь главой местной ассоциации выпускников своего вуза, это дарит вам умиротворяющее чувство само­уважения. К тому же новые грани вашей личности дарят вам новые переживания и контакты с новыми людьми, что само по себе выступает важным источником счастья. Вот как все это подействовало на меня. Блог дал мне новое самосознание, новые навыки, новых товарищей, а также возможность широких контактов с единомыш­ленниками.

Научиться радоваться неудачам
Чтобы побороть свои опасения, можно убеждать себя: «Ме­ня радуют неудачи». Они — неотъемлемая составляющая наших ам­биций, нашей креативности. Если что-нибудь стоит де­лать, то это стоит сделать и плохо. Вы действительно будете терпеть неудачи.  В то же время готовность пойти на риск и столкнуться с неудачей позволит вам записать на свой счет и кое-ка­кие успехи.
Заниматься блогом оказалось намного легче, когда я была в счастливом расположении духа. Потом блог и сам превратился в источник счастья.

Просить о помощи

 «Просить о помощи — это нормально», — гласит один из Секретов зрелости. Однако мне нередко прихо­дится напоминать себе, что надо бы обратиться за помо­щью. Порой меня одолевает наивный и непродуктивный соблазн притвориться, будто я знаю то, чего на самом де­ле не знаю.
Лишь после нескольких наших встреч я наткнулась на статьи, посвященные карьере, в которых предлагалось создавать группы единомышленников, или, иначе говоря, «группы общих целей».

Работать с умом
Отвлекшись от высоких амбиций на прозаические де­тали, я поняла, что стану работать лучше, если уделю не­которое время размышлениям о способах повышения своей эффективности. По крайней мере я смогу почувст­вовать себя спокойнее, ведь мне постоянно не хватает времени на все, что хочется сделать.
Я стала уделять особое внимание тому, как провожу время. Может быть, я его неосмотрительно растрачиваю? 
Я изменила свои представления о том, что такое про­дуктивное время. Раньше я считала, что не могу писать продуктивно, если у меня нет на это трех-четырех часов. Организовать это порой было трудно, что меня раздра­жало. Чтобы проверить свою гипотезу, я в течение не­скольких недель фиксировала в своем списке задач то, над чем работала каждый день. Довольно скоро стало яс­но, что мне работается лучше, когда времени у меня меньше. 
Хотя я всегда считала, что 15 минут — это слишком мало, чтобы что-нибудь сделать, я ста­ла стараться изыскивать лишние 15 минут каж­дый день.
Часто они обнаруживались между двумя запланиро­ванными делами либо в самом конце рабочего дня. Это тоже помогло мне повысить продуктивность. По 15 ми­нут несколько дней в неделю кое-что значили. Этого вполне достаточно, чтобы сделать новую запись в блоге или выписку из прочитанного материала, ответить на письма в электронной почте.
Как мы писали в январе, исполнение «правила од­ной минуты», ежедневная уборка по вечерам, то есть не­большие усилия, предпринимаемые регулярно и после­довательно, приносят значительные результаты. Я почув­ствовала, что лучше справляюсь со своей трудовой нагрузкой.
Гретхен открыла простое средство, позволявшее сделать мой офис более приятным. Однажды в гостях она почувствовала аромат — такой приятный, что обошла весь дом, приню­хиваясь, прежде чем нашла его источник. Это была апель­синовая ароматическая свечка от Джо Малоне - очень приятно работать в офисе, где горит свеч­ка. Это как снег, падающий за окном, или собака, потяги­вающаяся на ковре возле тебя. Это дарит ощущение уюта.

Радоваться настоящему
В своей книге «Счастливее» Тал Бен-Шахар описывает так называемую «иллюзию прибытия» — веру в то, что, оказавшись в каком-то месте, мы станем счастливы. (Бы­вают и другие заблуждения. Например, «иллюзия измен­чивого мира» — вера в то, что счастье приносят сиюми­нутные удовольствия, независимо от их последствий. «Нигилистическая иллюзия» — убеждение, что стать сча­стливее невозможно.)
«Иллюзия прибытия» это, без сомнения, за­блуждение: оказавшись в желаемом месте {или же­лаемой ситуации), мы редко оказываемся на­столько счастливы, как предвкушали.
Во-первых, до того как вы прибыли в пункт назначе­ния, в своем воображении вы уже предвосхищали, как попадете туда, то есть это место рке было включено в ва­ше переживание счастья. К тому же прибытие зачастую чревато новыми обязанностями и заботами. Редко быва­ет так, что достижение чего-то (за исключением, пожа­луй, выигрыша приза) приносит радость, совершенно не замутненную сопутствующими заботами. Рождение ре­бенка. Повышение по службе. Новоселье. Вы предвку­шаете наступление этих событий. Но когда они наступают, вы испытываете не только счастье, и, конечно, по дос­тижении цели появляется новая цель, еще более волнующая. Выход вашей первой книги означает, что по­ра приступать к написанию второй. Впереди новая вер­шина, на которую надо подняться. Испытание состоит в том, чтобы найти удовольствие в «атмосфере роста», в по­степенном прогрессе в движении к цели, то есть в настоя­щем. Прозаическое название этого мощного источника счастья — «позитивный эффект предвосхищения цели».
Когда я чувствую, что чересчур увлеклась пред­вкушением будущего счастья или достижением це­хи, я напоминаю себе: «Радуйся настоящему». Если я умею радоваться настоящему, мне нет нужды полагаться на счастье, которое ожидает (или не ожидает) меня в будущем. Приятное наступит не потом, оно уже происходит.
В том числе и поэтому я понимала, как мне повезло, что меня так радует моя работа. Если вы занимаетесь тем, что вас не радует, вы не испытаете удовлетворения от ус­пеха, а неудача будет особенно болезненной. Любимое дело — само по себе награда.
«Иллюзия прибытия» не означает, что стремление к це­ли не является путем к счастью. Наоборот. Цель необходи­ма, так же как и процесс движения к ней. Ницше хорошо это объяснил; «Конец мелодии не является ее целью; одна­ко, не дойдя до конца, мелодия не достигает свой цели».
Чтобы радоваться настоящему, мне еще надо было нау­читься справляться со свойственным мне страхом критики. Слишком сильно я была озабочена тем, заслужу ли одобре­ние или упреки, очень тревожилась о том, что скажут не­доброжелатели. Такого рода страхи мешали мне получать удовольствие от своей работы и, более того, делали ее хуже.
Овладение эффективной стратегией восприятия кри­тики помоает получать удовольствие от процесса работы.
Тем не менее, даже когда я писала о счастье и кон­кретно о том, как полезно научиться принимать крити­ку, я сама не могла в полной мере радоваться настояще­му, без всяких опасений насчет будущего. Много времени у меня уходило на мысленные споры с воображаемыми критиками.

Итоги марта
Посвятив март соотношению работы и счастья, я об­наружила любопытное явление: связь счастья и амбиций. Существует широко распространенное мнение, что это вещи несовместимые. Я знала многих людей с большими амбициями. Казалось, они словно стремятся подчерк­нуть, насколько несчастливы, обосновывая тем самым свое упорство и целеустремленность в духе известного наблюдения Эндрю Карнеги: «Покажите мне всем до­вольного человека, и я покажу вам неудачника».
Неудовлетворенность, соперничество, зависть вредят счастью, но питают амбиции.
Если я человек амбициозный, могу ли я быть счастлива! Если мой проект сделает меня счаст­ливее, не породит ли это самодовольство? Не явля­ется ли «иллюзия прибытия» важным механиз­мом, поддерживающим мои устремления?
Научные данные свидетельствуют, что многие творче­ские натуры, добившиеся влияния в художественной и общественной сфере, демонстрируют «невротизм» выше среднего уровня (то есть склонны обостренно пережи­вать отрицательные эмоции). Эта особенность, вероятно, способствует их высоким достижениям. В то же время в других исследованиях показано, что люди мыслят более гибко и утонченно, когда чувствуют себя счастливыми.
Однако какие бы общие выводы о взаимоотношении сча­стья и амбиций ни напрашивались из разнообразных иссле­дований, насчет себя самой мне было ясно: когда я чувствую себя счастливой, я более открыта людям, готова идти на риск и преодолевать препятствия. Когда же чувствую себя несча­стливой, я ранима, самолюбива и уязвима для неприятно­стей. 





Похожие статьи
Гретхен Рубин Проект счастье. Февраль

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Испанские сокращения по вязанию

Любимый стишок из детства про козла Мефодия